Отмена бумажного свидетельства о праве собственности вызвало панику среди населения, но эксперты всех успокаивают

14.07.2016

15 июля в силу вступают изменения, которые касаются свидетельства о праве на недвижимость. Документ доступен только в электронном виде. Юристы и риэлторы не видят поводов для беспокойства, но население еще не выработало привычку взаимодействовать с компьютерными технологиями и переживает не на шутку.


Поправка к закону о праве на недвижимость опубликована в «Российской газете». Теперь бумажный документ уходит в прошлое. Его заменит электронный. Через 72 часа со дня вступления изменений в силу, россияне не будут получать этот документ при сделках с недвижимостью. А через 6 месяцев свидетельства перестанут принимать в государственных органах. Что заменит привычную процедуру? И почему изменения стали причиной паники?


Раньше эта ценная бумага с номером, серией, гербом и текстом была важнейшим документом, который подтверждал право собственности на дом, землю или квартиру. Опытные риэлторы по этому свидетельству определяли историю недвижимости, ее законность и истинного владельца. Им не нужно было обращаться в госорганы, чтобы понять, является ли документ подлинным. Им хватало одного взгляда на эту бумагу.


По цвету документа специалисты понимали, насколько чистой была сделка: с каждым годом бумага имела свой оттенок. Но с 15 июля все изменится. Этот документ не будут выдавать при совершении сделок купли-продажи недвижимости. А с 1 января 2017 года эту важную бумагу не будут принимать органы власти.


В силу отсутствия долгих и громких обсуждений этого нововведения, поправка к закону вызывала панику среди населения. Как проверять, кто является владельцем недвижимости? Как доказать, что дом или квартира твои? А если придут судебные приставы и попросят освободить помещение? Народ переживает. Но на практике изменения никак не повлияют на эти и прочие нюансы. Даже сегодня бумага с гербовой печатью еще не является единственным подтверждением права собственности.


Это всего лишь дубликат записи из госреестра, где хранятся данные о том, кто и по чему владеет той или иной квартирой, домом, землей. Так ситуацию прокомментировал Михаил Гороховский, член Нацсовета российской гильдии риэлторов.


— Собственникам недвижимости нововведения ничем не угрожают. И уж тем более потерей права собственности. По закону, уже 16 лет главным основанием для признания прав на владение недвижимым имуществом является запись с государственном реестре. Без этой записи прав на недвижимость не существует. Все другие документы, в том числе и свидетельство, являются пережитком прошлого, — отметил риэлтор-эксперт Михаил Гороховский.


Данные, которые сейчас есть в этой бумаге, можно в любой момент получить в Кадастровой палате, МФЦ или офисе Росреестра. Сделать это может любой человек (риэлтор, нотариус или владелец) и проверить объект на юридическую чистоту. Так ситуацию комментирует Мария Королева, юрисконсульт Юридической службы ИНКОМ-Недвижимость.


— Чтобы оформить наследство, необходимо обратиться к нотариусу и предоставить документы, которые устанавливают ваши права (в т.ч. выписку из ЕГРП). Сегодня эти данные специалисты могут получить в электронном виде. Проходит эта процедура быстро, поэтому процесс оформления наследства не изменился, — отмечает юрисконсульт Мария Королева.


Государство упразднило свидетельство, т.к. оно является лишним звеном в цепочке. Атавизмом. Это решение упростит весь процесс. Но разъяснительная работа с населением была недостаточной. Люди привыкли, что бумажный документ все решает. И тут его, самую главную, по мнению многих россиян, бумагу, отменили. При чем в такой важной для каждого области, как недвижимость. Привыкать население будет долго, поэтому нервы нужно закалять всем: нотариусам, юристам, госслужащим и простым гражданам. По мнению экспертов, процесс адаптации к нововведениям может занять несколько лет.


← Все новости